Фонематический слух — основа правильной речи.

%d1%80%d0%b8%d1%812222  Фонематический слух — основа правильной речи. Умение сосредоточиться на  звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с  речевыми проблемами. Родители могут делать это дома, во время прогулки, поездки в транспорте. Существует большое количество игровых упражнений для развития фонематического слуха. Цель таких упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Сначала учим ребенка слушать неречевые звуки.

 Игры для развития слухового внимания.

  • Закрой глаза и послушай. Что ты слышишь? (Голоса людей, лай собаки, шелест листьев, стук ит.д.)
  • Что за машина? Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону
  • Услышь шепот. Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

 

Затем постепенно переходим к играм и упражнениям с речевыми звуками.

 

Игры для развития фонематического слуха.

  • Какими звуками отличаются названия предметов? Бочка-почка, корка-горка, лук-люк, трава – дрова, роза- роса и т.д.
  • Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук в слове.
  • По первым звукам названий предметов (игрушек) угадай слово: морковь, апельсин, картофель (мак),  собака, ослик, медведь (сом) и т.д.
  • Цепочка. Каким звуком заканчивается слово «дом»? Придумай слово, которое начиналось бы с этого звука (мак). Продолжите игру.
  • Слушай внимательно! Определи, в каком слов есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, то хлопни в ладоши, если звука нет — топни.
  • Какое слово лишнее? (Обратить внимание на первые звуки в словах):

Мяч, пирамидка, матрешка, мишка.

Барабан, банка, шляпа, бабочка.

Телефон, туфли, танк, зонт.

  • Найди место звука в слове: в начале, в середине, в конце (п: сапоги, пень, топор; а: абрикос, сад, кошка).

 

Занимаясь с ребенком систематически, вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Подготовила учитель-логопед О.В.Вострых

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *