Фонематический слух — основа правильной речи. Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Родители могут делать это дома, во время прогулки, поездки в транспорте. Существует большое количество игровых упражнений для развития фонематического слуха. Цель таких упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Сначала учим ребенка слушать неречевые звуки.
Игры для развития слухового внимания.
- Закрой глаза и послушай. Что ты слышишь? (Голоса людей, лай собаки, шелест листьев, стук ит.д.)
- Что за машина? Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону
- Услышь шепот. Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
Затем постепенно переходим к играм и упражнениям с речевыми звуками.
Игры для развития фонематического слуха.
- Какими звуками отличаются названия предметов? Бочка-почка, корка-горка, лук-люк, трава – дрова, роза- роса и т.д.
- Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук в слове.
- По первым звукам названий предметов (игрушек) угадай слово: морковь, апельсин, картофель (мак), собака, ослик, медведь (сом) и т.д.
- Цепочка. Каким звуком заканчивается слово «дом»? Придумай слово, которое начиналось бы с этого звука (мак). Продолжите игру.
- Слушай внимательно! Определи, в каком слов есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, то хлопни в ладоши, если звука нет — топни.
- Какое слово лишнее? (Обратить внимание на первые звуки в словах):
Мяч, пирамидка, матрешка, мишка.
Барабан, банка, шляпа, бабочка.
Телефон, туфли, танк, зонт.
- Найди место звука в слове: в начале, в середине, в конце (п: сапоги, пень, топор; а: абрикос, сад, кошка).
Занимаясь с ребенком систематически, вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Подготовила учитель-логопед О.В.Вострых